В настоящее время грузинские пчеловоды в основном ориентированы на местный рынок, однако в будущем они хотят внедриться с высококачественным продуктом и в другие страны.
Нижеприведенный пример ООО «Тапликаци» подтверждает, что только бизнес не всегда может независимо функционировать на зарубежных рынках, для этого жизненно важными являются поддержка и активное вмешательство со стороны государства.
Потенциалом производственного развития грузинского меда заинтересовалось eugeorgia.info. Мы побеседовали с пчеловодами на тренингах в Кахетии и Картли, организованных CNFA, Elvaи IRAC и профинансированных Голландским Посольством. Пчеловоды – одни из самых трудолюбивых людей и их активность, забота о развитии друг друга заслуживает внимания. Как выяснилось, несмотря на уникальные качества грузинской пчелы, урожайность меда в Грузии низкая, одной из причин которой называются загрязнение окружающей среды и скудная пищевая база.
Интерес вызывает отношение пчеловодов к своему делу и желание содействовать коллегам. Одно из самых развитых пчеловодческих хозяйств в Грузии ООО «Тапликаци» было основано в 2008 году в монастыре Алаверди на базе небольшого хозяйства. Как заявляет директор данного хозяйства Шота Каландаришвили, формирование хозяйства, кроме коммерческой цели, способствует развитию пчеловодства с точки зрения передачи опыта, предоставления информации о финансовом менеджменте и технологических новшествах. Следует отметить, что в этом хозяйстве часто организуются и проводятся тренинги для местных пчеловодов (также приезжают пчеловоды из Тбилиси и Западной Грузии).
«У нас есть база приблизительно 500 пчеловодов, которым мы предоставляем всю имеющуюся у нас информацию. Для начинающих пчеловодов у нас есть предложение: заинтересованное лицо как минимум четыре раза в год остается в нашем хозяйстве на неделю и вместе с нами проходит все стратегически важные практические операции. Для хозяйства такие добровольцы являются подсобной силой, они проходят практику в хозяйстве без вознаграждения. Кроме практики, важно научить молодых пчеловодов «честности» в своем деле, чтобы они не производили фальсифицированный продукт. А также пчеловодство требует особенной любви к этому делу. Если мы заметим это в молодом заинтересованном лице, у него будет больше содействия в развитии», - говорит Каландаришвили.
Хозяйство ООО «Тапликаци» принимает мед и от других пчеловодов и реализует его. По словам директора, хозяйство в год продает около 6 тонн меда, в который входит мед, полученный от других пчеловодов. Само хозяйство в настоящий момент владеет 150 продуктивными семьями. Мед принимают только из тех хозяйств, информацией о которых они владеют – где кочуют пчелы, какие препараты используются, и как в конце получают мед.
«У нас есть три типа производства для пчеловодов: соты, изготовление ульевой рамки и пчелиное питание леденец, а в виде конечных продуктов: мед, цветочная пыльца, пчелиное молочко, прополис и воск. Мы подготавливаемся к будущему перспективному рынку. В 2015 году в Китай было вывезено 1,5 тонны этикетированного, разлитого в банки, брендированного меда, отметил Каландаришвили. Самое интересное то, что Китай является самым крупным экспортером меда в мире. На вопрос: почему китайцы заинтересовались грузинским медом, Каландаришвили ответил:
«Наш мед заслужил одобрение по качественным параметрам (и полифлерный, и монофлерный), потому они и потребовали грузинский мед. После этого из Китая было выражено желание о поставке меда, но из-за неизвестного мне барьера возникли проблемы, и поставка не удалась. В связи с этим я обратился в Министерство сельского хозяйства, чтобы они выяснили, какой барьер мешает нам выйти на китайский рынок. Министерство все еще продолжает работать над этим вопросом. Если эта проблема уладиться, мы готовы продолжить сотрудничество, и в то же время мы подыскиваем другой рынок».
Eugeorgia.info исследовало информацию, и оказалось, что в 2016 году Китай ужесточил процедуру импорта меда и опубликовал список стран, которые могут импортировать мед в Китай. Грузия не попала в этот список, поскольку список составлен из самых крупных и стабильных партнеров на протяжении последних 10 лет. В случае, если представитель другой страны вознамерится импортировать мед в Китай, соответствующий авторитетный орган страны-экспортера должен обратиться в Бюро безвредности экспортного и импортного продукта Китая, для того чтобы они допустили импорт из другой страны. Эта регуляция помешала будущему бизнес-партнерству «Тапликаци», поскольку интересы импортера были изменены осложненным регуляциями.
Начальник управления международных отношений и сближения с Евросоюзом Национального агентства продовольствия Зура Зурашвили заявляет: «Два месяца назад мы связались с Китайской инспекцией управления качеством и надзора, откуда ответ пока еще не пришел. Мы ведем переговоры о допуске в Китай продуктов животного происхождения, что тоже является затяжным процессом. Я могу еще раз повторно написать им. Если мы опять не получим ответ, мы проведем двухстороннюю встречу, где будет поставлен вопрос касательно меда».
Весной 2016 года Министр экономики и устойчивого развития Дмитрий Кумсишвили заявлял, что в посольствах Грузии будут назначены коммерческие атташе, главной функцией которых будет содействие экспорту. А также с 2015 года в Дипломатическом учебном центре имени Левана Микеладзе Министерства иностранных дел Грузии была введена программа под названием: «Ведение экономической дипломатии и особенности мировой торговли», целью которой является усиление коммерческой дипломатии. Eugeorgia.info заинтересовалось, подключено ли соответствующее ведомство Министерства иностранных дел в процесс упрощения экспорта меда в Китай, и сотрудничает ли оно с Министерством сельского хозяйства. На это Зурашвили ответил, что ведутся общие переговоры о поставке в Китай продуктов животного происхождения, но в конкретном случае с медом Министерство иностранных дел не подключено. О функционировании коммерческих атташе Министерства иностранных дел пресс-служба Министерства заявляет, что новая идея института коммерческих атташе пока не осуществлена, и подготовительные работы все еще ведутся, однако в посольстве есть лицо (дипломат) которое концентрируется на экономических вопросах.
Параллельно бизнес развивает экспортный потенциал и борется за освоение нового сегмента. «Мы работаем над разработкой новых продуктов, мы хотим увеличить наш ассортимент, например, производством смесей, таких как: мед с грецкими орехами, мед с фундуком, с цветочной пыльцой, пчелиным молочком и т.д.»,- отметил Каландаришвили.
В разговоре с пчеловодами выясняется, что в настоящее время важным фактором, препятствующим развитию отрасли, являются проблемы с защитой окружающей среды и отсутствие ландшафтов медоносных растений. Пчеловод Натела Мосулишвили из села Веджини отметила:
«Сейчас используются такие пестициды, что это оказывает воздействие не только на состав меда, но даже и пчелы погибают. Окружающая среда загрязнена химикатами, поэтому я планирую перевезти пчел высоко в горы. У меня есть идея о том, чтобы каждый пчеловод использовал скудную почву, на которой не растут овощи и фрукты для высадки ярусами медоносных растений. Этим мы и защиту окружающей среды поддержим, и создадим лучшие условия для пчеловодства».
Несмотря на загрязнение окружающей среды, Нателе Мосулишвили удается производить натуральный мед, что подтверждается европейской лабораторией: «Я использую препараты только поздней осенью или ранней весной с целью превенции, в другом случае я воздерживаюсь от их применения. В прошлом году Агентство по развитию медовых кооперативов отправило мой мед в Голландию, где было подтверждено, что высланный мною мед двух типов (майский и смешанный) является натуральным».
Следует отметить тот факт, что Натела Мосулишвили в возрасте 60 лет учится пчеловодству в Качретском профессиональном учебном центре «Аиси». Целью ее поступления в колледж является изучение практики выведения пчелиной матки.
Пчеловод из Гори Гайоз Хачиури обращает внимание на низкую урожайность меда в Грузии и имеющиеся проблемы. «Успех пчеловода зависит не только от этого, - Гайоз вспоминает рассказ своего украинского коллеги, - количество меда, полученного из каждого улья, достигает 150 килограммов. Когда я спросил, как они достигают такого урожая, он сказал, что живет в липовом лесу. Параллельно есть еще посевы гречихи, подсолнухов и других культур, что способствует высокой урожайности». В Грузии такая флора – редкость. Вследствие беседы с пчеловодами выясняется, что в Грузии на один улей в среднем приходится 15 килограммов меда в год. Официальная статистика производства меда приведена в таблице, согласно которой в последние годы производство меда в Кахетии значительно выросло и догнало самый высокоурожайный регион Самегрело – Земо Сванети. А по всей Грузии после 2010 года в сравнении с предыдущими годами производство меда увеличилось вдвое.
Производство меда по регионам (кг) «Наша основная проблема в том, что у нас нет пищевой базы для пчел; если высадить медоносные растения на 5-10 Га площади земли, у пчел будет более богатая пищевая среда. Кроме того, у людей недобросовестное отношение; высаженную мною липу могут срезать без спроса; а также до опрыскивания посевов нужно предупреждать, чтобы в эти дни пчел не выпускали», - говорит Хачиури.
В разговоре с eugerogia.info на вредности пестицидов для пчел заостряли внимание и другие пчеловоды. Одним из путей решения этой проблемы является кочевка пчел. Например, Гайоз рассказывает, что он на протяжении лет вывозит пчел в Атенское ущелье, Дзамское ущелье и Казбеги. Но, по заявлению Сосо Хурошвили (пчеловода из Гори), туда, где можно получить экологически чистый мед, дороги не идут, и это осложняет кочевку. Чтобы решить эту проблему Хурошвили сам создал пищевую базу для пчел в своем хозяйстве, где он высеивает цветочные культуры, например, гречиху. «Если мы хотим, чтобы пчеловодство развивалось, мы должны высаживать медоносные растения. По-другому производство меда развиваться не сможет», - отметил он.
Автор: Мариам Лукашвили